Выверка подкранового пути мостового крана

Выверка подкранового пути мостового крана

Формулировка задачи. Мостовые краны предназначены дляперемещения грузов на небольшие расстояния в пределах цеха или площадки. Такие краны являются обязательным оборудованием в сборочных цехах промышленных предприятий, ГЭС, научных лабораторий и др.

Для обеспечения нормальных условий эксплуатации рельсовый путь, по которому перемещается кран, должен отвечать определенным требованиям:

· правая и левая нитки рельсового пути должны быть прямолинейны и должны находиться на одной высоте;

· расстояние междулевой и правой ниткой рельсов должно быть

равно проектной ширине колеи.

В процессе эксплуатации названные требования нарушаются в силу деформации несущих колонн и подкрановых балок, износа рельсов и пр. В этой связи возникает необходимость повторных выверок пути.

Студентам предлагается произвести съемку одной Выверка подкранового пути мостового крана нитки макета рельсового пути, расположенного на одной из стен лаборатории. При этом необходимо проверить выполнение лишь первых двух требований: определить величины отклонений рельсового пути от прямолинейности и горизонтальность рельсового полотна.

Организация лабораторной работы. Преподавателем указывается два исходных пункта, образующих базовую линию и указывается точка установки теодолита.

Приборы и принадлежности. Теодолит точный или технической точности, рейка нивелирная шашечная, рулетка.

Описание оборудования. Рельсы подкранового пути располагаются на кронштейнах, закрепленных в стене лаборатории. Нитка пути состоит из четырех отрезков рельса разной длины. На концах каждого отрезка замаркированы точки наблюдений (№ 11-12, 13-14, 15-17, 18-19); дополнительно отмечена точка № 16 в середине одного из отрезков.

Примерно параллельно рельсовой нитке Выверка подкранового пути мостового крана, на расстоянии около трех метров от нее, закреплена двумя стенными марками ( , ) и центром А в полу лаборатории ось пути (рис. 3.3). Для фиксации точки В на створе оси путииспользуется переносной центр.


Методика съемки с помощью теодолита. В качестве одного из методов съемки предлагается использовать метод прямой угловой засечки (для определения координат точек на рельсе) и метод тригонометрического нивелирования (дляопределения высот снимаемых точек).

Базисом засечки AB = b является расстояние между центрами А и В, которое следует измерить рулеткой (рис. 3.3). Направление АВ принимается за ось абсцисс.

В точках А и В измеряются горизонтальные углы βА и βВ на каждую из Выверка подкранового пути мостового крана маркированных точек на рельсе. Зная AB = b, а также горизонтальные углы βА и βВ вычисляются координаты каждой из наблюдаемых точек рельса. Приняв координату «у» одной из точек (например 15) в качестве проектной, неизменной (т.е. у15 = у0 = const) определяют отклонение каждой точки от проектного положения и, следовательно от прямой, параллельной AB.

По известным координатам точек на рельсовом полотне и точек А и В из решения обратной геодезической задачи находят расстояния между снимаемыми точками и концами базиса. Далее по измеренным в точках А и В зенитным расстояниям (или углам наклона) и вычисленным расстояниям находят превышения между осью вращения зрительной трубы теодолита Выверка подкранового пути мостового крана и наблюдаемыми точками. Превышения каждой точки определяются дважды: с точки А и с точки В. Для получения высот (условных отметок) точек рельса необходимо на точках А и В дополнительно определить горизонт инструмента. Горизонт инструмента определяется по известной высоте репера известным способом.



Контроль выполненных измерений и вычислений прямолинейности следует выполнить методом бокового нивелирования или повторить измерения электронным тахеометром, а горизонтальность пути следует проверить методом геометрического нивелирования.

Организация лабораторной работы. Преподавателем указывается два исходных пункта А и В, образующих базовую линию, координаты точки А, указывается репер и его отметка.

Приборы и принадлежности. Теодолит точный (3Т2КП), рейка нивелирная шашечная, рулетка, электронный Выверка подкранового пути мостового крана тахеометр.

Порядок проведения наблюдений.Теодолит тщательно центрируют над точкой А (или В). В створе оси пути (А - Сб) на расстоянии около 8 м, фиксируют переносной центр В. Рулеткой тщательно измеряют базис засечки АВ и записывают результат в журнал. После этого приступают к измерению горизонтальных углов , при этом, для сокращения времени, ограничиваются наблюдением четырех-пяти точек на рельсе. Углы измерят способом круговых приемов, отсчеты по лимбу производят при однократном совмещении штрихов, округляя их до 10".

Выполнив наблюдения при круге лево (КЛ) и при круге право (КП), переходят на наблюдения зенитных расстояний z. 3енитные расстояния, для ускорения измерений, целесообразно измерить сначала на все Выверка подкранового пути мостового крана точки (11, 12, 13,...) при (КЛ), а затем - в обратном порядке (I9,I8,I7,…) при (КП). Завершив эту часть работы, переносят теодолит в т. В, где выполняют аналогичные наблюдения. Следует помнить, прежде чем снять теодолит с т. А, а по завершении наблюдений с т. В, что необходимо определить высоту оси вращения трубы теодолита – горизонт инструмента. Это позволит вычислить высоты точек на рельсе.

Для определения горизонта инструмента (НГИ) необходимо установить на вертикальном круге теодолита отсчет, равный и, визируя на рейку, установленную на репере, произвести отсчёт а по шкале рейки.

Горизонт инструмента находят по формуле: , где - условная отметка репера (ее можно принять равной например 100,000 м); а Выверка подкранового пути мостового крана- отсчет по рейке. Результаты измерения углов заносят в журнал измерений горизонтальных углов круговыми приёмами.

Порядок обработки.Обработку результатов измерений следует вести, используя следующие формулы.

Координаты точек (Р) на рельсе вычисляют, по формулам прямой угловой засечки

, (3.6)

. (3.7)

Для нахождения расстояний от точек А или В до наблюдаемых точек (Р) на рельсе используют формулу

. (3.8)

Отметка точек рельса находится из соотношений

, (3.9)

где - отметка стенной марки; а- отсчет по шкале нивелирной рейки. Превышение hP вычисляют по формуле

. (3.10)

Из предварительной оценкиточности результатов измерений для наиболее неблагоприятно расположенной точки (19) в условиях лаборатории можно получить ошибку около 0,5 мм. Грубые ошибки в координатах легко обнаружить по резким их отклонениям от проектных значений Выверка подкранового пути мостового крана.

Высоты точек на рельсе определяются дважды (с т. А и т. В). Оценку точности определения высот следует выполнить по разностям двойных измерений.

Методика съемки с помощью тахеометра.При работе с электронным тахеометром (рис. 3.4) на уровне пола цеха разбивается базис, параллельно несущим конструкциям путей.

Приняв первую точку базиса за начало координат, направление базиса совмещают с направлением одной из осей координат (например, с осью Y), тогда вторая точка базиса будет иметь координаты X =0,000; Y =Sb, где Sb – длина базиса. Таких базисов может быть несколько.


Электронный тахеометр устанавливают на первую точку базиса, приводят в рабочее положение и, войдя в режим съёмки Выверка подкранового пути мостового крана, вводят координаты точки стояния. Ориентируют тахеометр по второй точке базиса, установив отсчёт равный 90°00´00″.

Последовательно наводясь на снимаемые точки, выполняют съёмку, т.е. определяют координаты этих точек, включая режим измерений. Снимаемые точки должны быть каким-либо образом закреплены (отмечены). Так, если съёмка выполняется «на плёнку», то в съёмочных точках должны быть приклеены марки катафоты (светоотражающая плёнка). Если светоотражающей плёнки нет, то в снимаемых точках устанавливается уголковый отражатель. Если электронный тахеометр обладает режимом безотражательных измерений, то снимаемые точки просто помечают краской. В зависимости от выбранного отражателя следует установить соответствующую постоянную поправку прибора.

Закончив работу на первой точке базиса, тахеометр устанавливают на Выверка подкранового пути мостового крана вторую точку и приводят в рабочее положение. В режиме съёмочных работ вводят координаты точки стояния X =0,000; Y =Sb. Ориентируют тахеометр по первой точке базиса и устанавливают значение 270°00´00″. Съёмку повторяют, вторично определяя координаты снимаемых точек.

Третья координата Н определяется одновременно с координатами X и Y через высоту прибора Нп. Высота прибора вычисляется по строительному реперу, на который устанавливают нивелирную рейку, а зрительную трубу тахеометра выставляют в горизонтальное положение по отсчету вертикального круга (0° или 270°). Прибавив отсчет по рейке к высоте репера, получают высоту прибора. Высота прибора используется для вычисления высот снимаемых точек.

Результаты съёмки могут явиться, как свидетельством Выверка подкранового пути мостового крана окончательного планово-высотного положения рельсовых путей, но также исходной информацией для производства рихтовки, т.е. исправления положения рельсов.


documentanjahwz.html
documentanjaphh.html
documentanjawrp.html
documentanjbebx.html
documentanjblmf.html
Документ Выверка подкранового пути мостового крана